Транспортная фанера: особенности, размеры, области применения
Что за материал скрывается под названием транспортная фанера 1250х2500 х 27 гл с? На каком связующем и из каких пород древесины она производится? Для чего может применяться этот сравнительно редкий вид фанеры? Давайте разбираться.
Первое знакомство
При грузоперевозках обшивка кузова или фургона должна соответствовать достаточно строгим и противоречивым требованиям:
- Быть достаточно прочной и жесткой, чтобы выдерживать нагрузки в процессе погрузочно-разгрузочных работ и перевозки;
- Исключать повреждение груза и упаковки из-за неровностей и собственной избыточной жесткости;
- Быть устойчивой к высокой влажности (осадкам, конденсату и т.д.);
- Иметь поверхность с максимальным коэффициентом трения. Трение исключит самопроизвольное перемещение незакрепленного груза и травмы при погрузке.
Транспортная ламинированная фанера с сеткой — именно такой материал:
- Древесина ее слоев сочетает прочность и упругость;
- Пропитка связующим и ламинирующее покрытие исключает повреждение древесины влагой;
- Рифленая (сетчатая) поверхность делает невозможным скольжение.
Заметьте: кроме того, сетка на поверхности улучшает адгезию любых отделочных материалов.
Шпаклевка стены из транспортной фанеры не составит никаких проблем: шероховатости исключат отслаивание отделки.
Сырье
Из чего производится интересующий нас материал? Сырьем для шпона чаще всего служат стволы деревьев хвойных пород — сосны, ели, пихты и лиственницы. Смолистая древесина сама по себе неплохо противостоит сырости и гнили.
Несколько реже фанера производится из менее стойкой к гниению, но твердой и прочной березы. В этом случае ответственность за защиту от грибка и влажности полностью перекладывается на пропитку.
В роли пропитки могут выступать два состава:
Пропитка | Свойства |
Фенолформальдегидная смола | Высокая износостойкость, устойчивость к влаге, увеличенная прочность на изгиб |
Бакелитовый лак | Прочность и износостойкость превышают аналогичные свойства фанеры, пропитанной фенолформальдегидной смолой. Водостойкость материала допускает постоянную эксплуатацию в воде |
Размеры и обозначение
Отечественные производители предлагают транспортную фанеру листами трех типоразмеров:
- 3000х1500 мм;
- 2500х1250 мм;
- 2440х1220 мм.
Толщина варьируется от 3 до 30 мм.
В прайс-листах производителей и продавцов материал обычно обозначается размером в миллиметрах.
Дополнение «гл. с.» указывает на то, что:
- одна сторона фанерного листа гладкая («гл.»);
- а другая — сетчатая («с».).
Таким образом, упомянутый нами в начале статьи материал с обозначением «фанера транспортная 1250х2500х27 гл. с.» имеет толщину 27 мм при размере листа 2500х1250 мм и рифление с одной стороны.
Стоимость
При столь выдающемся наборе эксплуатационных свойств материал не может оказаться слишком дешевым. И действительно, розничные цены в разы выше привычной российскому покупателю фанеры ФК. Приведем фрагмент прайс-листа одного из производителей — компании «Торговый дом Северо-Запад» из Санкт-Петербурга.
Толщина, мм при размере листа 3000х1500 мм | Цена, рубли |
30 | 6300 |
27 | 5300 |
24 | 4500 |
21 | 3800 |
18 | 3100 |
15 | 2700 |
12 | 2500 |
9 | 1950 |
6 | 1550 |
Применение
Основную область применения материала мы уже назвали — обшивка фургонов.
Однако на практике транспортную фанеру используют и в других целях:
- Транспортная ламинированная сетчатая фанера для пола имеет толщину 24 — 30 мм. Значительная толщина позволяет использовать ее не только для защиты от скольжения, но и для выравнивания днища фургона;
- При толщине 6 — 9 мм материал часто используется для обшивки дверей и стенок фур, фургонов и прицепов;
- 9 — 12 мм — идеальная толщина для монтажа днищ автоприцепов для легкового транспорта. Мало того: он нередко используется при изготовлении своими руками настилов в лодках и катерах. Рифление позволяет не бояться скольжения, а стойкость к влаге — повреждения настила водой;
- Наконец, 6-ти миллиметровый лист часто применяют для облицовки стен авторефрижераторов и промышленных холодильников. В них придется очень кстати не только стойкость материала к конденсату и изморози, но и его теплоизолирующие качества.
Уточним: разумеется, обшивка деревянной фанерой выполняется поверх утеплителя.
Низкая теплопроводность древесины не обеспечит достаточного утепления из-за небольшой толщины листа.
Особенности монтажа
Инструкция по монтажу транспортной фанеры на стены автофургона не отличается сложностью:
- Для крепления листового материала используются, как правило, саморезы по металлу с прессшайбами;
- Отверстия под крепеж предварительно засверливаются в фанере диаметром, соответствующим наружному диаметру резьбы самореза;
- Для дополнительной защиты торцов транспортной фанеры на фенолформальдегидной смоле можно использовать слой гидроизоляционной «резиновой» краски. Бакелитовая фанера в мерах дополнительной защиты не нуждается;
- После окончания монтажа швы между листами заполняются силиконовым герметиком и закрываются пластиковыми или металлическими нащельниками.
Заключение
Надеемся, что наше краткое знакомство со сравнительно экзотическим материалом окажется полезным для читателя. Больше узнать о том, из чего производится и где применяется транспортная фанера автомобильная со специальной сетчатой поверхностью, позволит видео в этой статье. Дополнения и поправки мы будем рады видеть в комментариях. Успехов!