Статьи

Транспортная фанера: особенности, размеры, области применения

Что за материал скрывается под названием транспортная фанера 1250х2500 х 27 гл с? На каком связующем и из каких пород древесины она производится? Для чего может применяться этот сравнительно редкий вид фанеры? Давайте разбираться.

Разрешите представить: фанера транспортная.

Разрешите представить: фанера транспортная.

Первое знакомство

При грузоперевозках обшивка кузова или фургона должна соответствовать достаточно строгим и противоречивым требованиям:

  • Быть достаточно прочной и жесткой, чтобы выдерживать нагрузки в процессе погрузочно-разгрузочных работ и перевозки;
  • Исключать повреждение груза и упаковки из-за неровностей и собственной избыточной жесткости;
  • Быть устойчивой к высокой влажности (осадкам, конденсату и т.д.);
  • Иметь поверхность с максимальным коэффициентом трения. Трение исключит самопроизвольное перемещение незакрепленного груза и травмы при погрузке.

Транспортная ламинированная фанера с сеткой — именно такой материал:

  • Древесина ее слоев сочетает прочность и упругость;
  • Пропитка связующим и ламинирующее покрытие исключает повреждение древесины влагой;
  • Рифленая (сетчатая) поверхность делает невозможным скольжение.
На фото - поверхность ламинирующего слоя крупным планом.

На фото — поверхность ламинирующего слоя крупным планом.

Заметьте: кроме того, сетка на поверхности улучшает адгезию любых отделочных материалов.
Шпаклевка стены из транспортной фанеры не составит никаких проблем: шероховатости исключат отслаивание отделки.

Сырье

Из чего производится интересующий нас материал? Сырьем для шпона чаще всего служат стволы деревьев хвойных пород — сосны, ели, пихты и лиственницы. Смолистая древесина сама по себе неплохо противостоит сырости и гнили.

Несколько реже фанера производится из менее стойкой к гниению, но твердой и прочной березы. В этом случае ответственность за защиту от грибка и влажности полностью перекладывается на пропитку.

В роли пропитки могут выступать два состава:

Пропитка Свойства
Фенолформальдегидная смола Высокая износостойкость, устойчивость к влаге, увеличенная прочность на изгиб
Бакелитовый лак Прочность и износостойкость превышают аналогичные свойства фанеры, пропитанной фенолформальдегидной смолой. Водостойкость материала допускает постоянную эксплуатацию в воде
Бакелитовый лак используется, среди прочего, для пропитки деревянных частей стрелкового оружия.

Бакелитовый лак используется, среди прочего, для пропитки деревянных частей стрелкового оружия.

Размеры и обозначение

Отечественные производители предлагают транспортную фанеру листами трех типоразмеров:

  1. 3000х1500 мм;
  2. 2500х1250 мм;
  3. 2440х1220 мм.

Толщина варьируется от 3 до 30 мм.

В прайс-листах производителей и продавцов материал обычно обозначается размером в миллиметрах.

Дополнение «гл. с.» указывает на то, что:

  • одна сторона фанерного листа гладкая («гл.»);
  • а другая — сетчатая («с».).

Таким образом, упомянутый нами в начале статьи материал с обозначением «фанера транспортная 1250х2500х27 гл. с.» имеет толщину 27 мм при размере листа 2500х1250 мм и рифление с одной стороны.

Именно такой лист можно видеть на снимке.

Именно такой лист можно видеть на снимке.

Стоимость

При столь выдающемся наборе эксплуатационных свойств материал не может оказаться слишком дешевым. И действительно, розничные цены в разы выше привычной российскому покупателю фанеры ФК. Приведем фрагмент прайс-листа одного из производителей — компании «Торговый дом Северо-Запад» из Санкт-Петербурга.

Толщина, мм при размере листа 3000х1500 мм Цена, рубли
30 6300
27 5300
24 4500
21 3800
18 3100
15 2700
12 2500
9 1950
6 1550

Применение

Основную область применения материала мы уже назвали — обшивка фургонов.

Однако на практике транспортную фанеру используют и в других целях:

  • Транспортная ламинированная сетчатая фанера для пола имеет толщину 24 — 30 мм. Значительная толщина позволяет использовать ее не только для защиты от скольжения, но и для выравнивания днища фургона;
Настил из транспортной фанеры.

Настил из транспортной фанеры.

  • При толщине 6 — 9 мм материал часто используется для обшивки дверей и стенок фур, фургонов и прицепов;
  • 9 — 12 мм — идеальная толщина для монтажа днищ автоприцепов для легкового транспорта. Мало того: он нередко используется при изготовлении своими руками настилов в лодках и катерах. Рифление позволяет не бояться скольжения, а стойкость к влаге — повреждения настила водой;
  • Наконец, 6-ти миллиметровый лист часто применяют для облицовки стен авторефрижераторов и промышленных холодильников. В них придется очень кстати не только стойкость материала к конденсату и изморози, но и его теплоизолирующие качества.

Уточним: разумеется, обшивка деревянной фанерой выполняется поверх утеплителя.
Низкая теплопроводность древесины не обеспечит достаточного утепления из-за небольшой толщины листа.

Особенности монтажа

Инструкция по монтажу транспортной фанеры на стены автофургона не отличается сложностью:

  1. Для крепления листового материала используются, как правило, саморезы по металлу с прессшайбами;
  2. Отверстия под крепеж предварительно засверливаются в фанере диаметром, соответствующим наружному диаметру резьбы самореза;
Обшивка грузового салона.

Обшивка грузового салона.

  1. Для дополнительной защиты торцов транспортной фанеры на фенолформальдегидной смоле можно использовать слой гидроизоляционной «резиновой» краски. Бакелитовая фанера в мерах дополнительной защиты не нуждается;
  2. После окончания монтажа швы между листами заполняются силиконовым герметиком и закрываются пластиковыми или металлическими нащельниками.

Заключение

Надеемся, что наше краткое знакомство со сравнительно экзотическим материалом окажется полезным для читателя. Больше узнать о том, из чего производится и где применяется транспортная фанера автомобильная со специальной сетчатой поверхностью, позволит видео в этой статье. Дополнения и поправки мы будем рады видеть в комментариях. Успехов!