Постройка лодки из фанеры своими руками: инструменты и материалы, изготовление, чертежи, выпиливание деталей, сборка и отделка
Лодка является незаменимым элементом рыбалки или летнего отдыха на реке. Конечно, хорошее плавательное средство, пусть даже это небольшая лодка, является довольно дорогим удовольствием. Однако, его можно сделать самостоятельно из фанеры, причем эта задача не такая сложная, как многие могут подумать.
В данной статье мы рассмотрим, как построить лодку из фанеры самостоятельно, которая сможет разнообразить ваш отдых.
Общие сведения
Чтобы построить фанерную лодку понадобится лишь простой набор инструментов, который имеется у каждого домашнего мастера, а также подходящий материал, терпение и желание получить качественный результат.
Следует отметить, что помимо простоты изготовления, фанерное плавательное средство обладает и многими другими достоинствами, такими как:
- небольшой вес, что очень важно, ведь прежде чем спустить лодку на воду, приходится пройти некоторое расстояние. В облегченном варианте данное изделие весит 10-15 кг, благодаря чему его без труда могут нести два взрослых человека. Правда, если лодка изготовлена по каркасной технологии, вес возрастает, однако, все равно он не критичен для переноса на небольшие расстояния;
- в зависимости от типа проекта, вместительность плавательного средства составляет до 5 человек, чего вполне достаточно для небольшой семьи;
- при соблюдении технологии изготовления конструкция получается прочной и долговечной;
- для изготовления плавсредства не понадобится больших финансовых затрат, так как цена всех материалов вполне доступная.
Поэтому, если у вас имеется свободное время и желание построить лодку, нет поводов отказываться от этой идеи.
Инструменты и материалы
Основные характеристики будущей лодки, такие как прочность и долговечность, зависят от фанеры, из которой она сделана. Поэтому к ее выбору необходимо подходить очень ответственно.
Обычная фанера марки ФК, которая применяется для изготовления мебели, для данных целей не годится. Поэтому лучше всего использовать листы следующих марок:
Марка | Особенности |
БС | Слои шпона этой фанеры пропитываются бакелитовым клеем. В результате материал устойчив не только к воде, но и различным агрессивным средам, перепадам температур и прочим негативным воздействиям. К недостаткам относится высокая стоимость, к тому же найти в продаже эту марку очень сложно. |
БК | В качестве пропитки для шпона используется бакелитовый лак. Благодаря этому данный материал также устойчив к влаге и другим негативным воздействиям, при этом его стоимость несколько ниже марки БК. |
ФСФ | Выполняется на основе прифенолформальдегидных смол. Данная марка является наиболее дешевой и доступной. Поэтому отлично подходит для строительства лодки, если нет возможности приобрести листы БС или БК. |
Помимо типа марки фанеры, при выборе также следует обратить внимание и на ее качество:
- на торцах плит не должны присутствовать щели;
- на поверхности должны отсутствовать сучки и прочие дефекты.
Обратите внимание!
Не стоит использовать слишком толстую фанеру, так как листы должны быть гибкими.
Поэтому оптимальная толщина составляет 5–6 мм.
Помимо фанеры также понадобятся и другие некоторые материалы:
- доски и бруски – должны быть сухими и качественными;
- стеклоткань – удобней приобретать в рулоне и затем нарезать на куски нужных размеров;
- яхтный лак или водостойкая краска.
Что касается инструментов, то набор достаточно простой:
- электролобзик;
- шлифмашинка;
- рубанок;
- молоток;
- струбцины;
- рулетка и карандаш;
- шпатель.
Изготовление лодки
Чертежи
Прежде чем начать работу, необходимо подготовить чертежи как построить лодку своими руками из фанеры. Надо сказать, что в интернете существует большое количество всевозможных проектов. Некоторые из них имеются и на нашем портале.
Однако, прежде чем подобрать оптимальный проект, следует определиться с основными требованиями к плавательному средству, таким как:
- размеры и вместительность лодки;
- внешний вид изделия;
- сложность конструкции – подбирается в зависимости от уровня вашего мастерства. Если подобной работой вы занимаетесь впервые, лучше взять проект попроще.
Определившись с этими требованиями, можно рассмотреть существующие проекты лодок для самостоятельной постройки из фанеры, и выбрать из них наиболее подходящий. При необходимости, их можно незначительно подкорректировать согласно индивидуальным пожеланиям.
Выпиливание деталей
Итак, с выбором проекта мы разобрались, теперь строим лодку из фанеры своими руками. В качестве примера рассмотрим, как делается наиболее простая плоскодонка из одного листа деревянной фанеры.
Начинать работу следует с выполнения разметки и выпиливания деталей.
Данный процесс осуществляется следующим образом:
- прежде всего нужно разметить линию скулы и транца (на схеме А, Б, В);
- далее по намеченной линии отрезается часть листа лобзиком;
- затем полученную заготовку следует приложить к противоположной стороне и обвести карандашом. Таким образом, она послужит шаблоном и обеспечит симметричность лодки. Для удобства, заготовку можно прикрепить к основному листу струбцинами;
- далее по намеченной линии отрезается вторая часть листа;
- после этого нужно наметить линию, которая будет отделять транец от днища, и отрезать по ней транец;
- в завершение работы места спилов нужно обработать наждачной бумагой.
Совет!
Лодку можно сделать и более габаритной.
В этом случае, прежде чем раскроить материал, листы фанеры надо склеить «на ус», обработав места стыка рубанком.
Теперь, когда основные детали выполнены, можно приступить к сборке лодки.
Сборка
Инструкция по сборке лодки выглядит следующим образом:
- по краю кормы и транца следует высверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
- далее транец надо прикрутить к днищу медной проволокой;
- затем днище нужно уложить на три табуретки. Чтобы обеспечить необходимый его прогиб, на крайние табуретки следует подложить дощечки или книги;
- далее из двух отрезков, оставшихся после выпиливания днища, следует сделать борта с учетом наклона транца. Для этого заготовку надо приложить к скуле днища. Чтобы проще было выполнить разметку, в верхней части транца можно выполнить отверстие и прикрутить к нему борт. Для этой операции понадобится помощник, который будет придерживать борт возле носовой части;
- по намеченной линии надо вырезать деревянную деталь, после чего ее следует использовать как шаблон для второго борта;
- далее по краям борта и скулы днища надо просверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
- теперь нужно прикрутить детали проволокой учитывая следующие нюансы – борта должны устанавливаться на днище и приматываются проволокой скрутками наружу. Транец при этом должен оказаться между бортов;
- затем проволоку нужно осадить и обстучать молотком;
- далее надо вставить шпангоут (перегородку), который предварительно можно прикрепить к бортам саморезами, а также банку (сиденье). Конструкция последней представляет собой шпангоут, поверх которого крепится доска;
- затем нужно выполнить планки и приклеить их по бортам;
- на расстоянии 300 мм от сиденья в планках выполняются отверстия под уключины. В этом месте их можно укрепить дополнительными брусками;
- затем стыки деталей нужно проклеить тремя слоями стекловолокна и эпоксидным клеем. Ширина нижней полоски должна составлять 25 мм, средней – 40 мм, а верхней – 50 мм. Перед оклейкой, скрепки нужно снаружи откусить;
- после этого надо окончательно вклеить перегородку и банку;
- в отверстия от временных шурупов и прочих креплений нужно вклеить «эпоксидкой» деревянные нагеля;
- затем точно также выполняется склейка наружных швов;
- чтобы придать дну большую прочность, а также защитить его от повреждений во время швартования к берегу, с наружной стороны следует прикрепить киль, а также наружные стрингеры. В качестве последних лучше всего использовать рейки из лиственницы. Прикрепить рейки можно при помощи саморезов и эпоксидного клея.
На этом основная часть работы завершена, теперь осталось лишь выполнить отделку изделия.
Отделка
Дальнейшая обработка лодки выполняется в такой последовательности:
- в первую очередь все неровности эпоксидного клея следует зашкурить наждачной бумагой;
- имеющиеся изъяны необходимо зашпатлевать влагостойкой шпаклевкой;
- затем изделие вскрывается лаком или окрашивается. Красить лодку лучше пентафталевой краской, предназначенной для наружных работ.
Совет!
Чтобы придать плавательному средству более привлекательный внешний вид, можно комбинировать краску и лак.
На этом процесс изготовления лодки завершен. Теперь нужно лишь приобрести весла или сделать их самостоятельно.
Получив подобный опыт, можно подыскать более сложные чертежи лодок из фанеры для самостоятельной постройки, к примеру, с мотором, и сделать плавательное средство для дальних путешествий по реке.
Вывод
Постройка фанерной лодки, как мы выяснили, не содержит никаких сложностей. Единственное, к этому процессу следует подходить поэтапно и не спеша. Особая внимательность и аккуратность требуются в процессе раскройки материала и вырезания деталей, в остальном же нужно лишь придерживаться определенной последовательности действий.
Видео в этой статье содержит дополнительную информацию по данной теме. Если отдельные моменты изготовления фанерной лодки вам не до конца ясны, вы можете задать вопросы в комментариях, и мы с радостью на них ответим.