Фанерные лодки: выбор материала, инструментов, сборка корпуса, работа со швами и лакокрасочная отделка
Сегодня можно купить любое средство передвижение, как говорится, были бы деньги. А вот именно их зачастую не хватает, да и лодки – удовольствие недешевое. Мастера утверждают, лодку вполне под силу смастерить самостоятельно, при этом значительно облегчить финансовую нагрузку на собственный кошелек.
О том, как сконструировать данное средство передвижения по воде, уменьшить его стоимость и вес, расскажет наша инструкция.
Выбираем фанеру
Почему фанеру спросите вы? Потому что этот материал имеет ряд преимуществ, которые позволяют прекрасно справиться с поставленной задачей.
Итак:
- фанерное изделие будет иметь небольшой вес. Двух – трехместную лодку может переносить один или два человека. Вес готового плавсредства, в зависимости от габаритов и грузоподъемности может колебаться от 20 до 50 кг, иногда до 70 кг;
- листы этого материала обладают достаточной площадью для того, чтобы изготовить устойчивую лодку необходимой геометрии. В случае необходимости листы можно срастить друг с другом, что позволит собрать посудину промышленных размеров;
- цена вопроса будет в несколько раз ниже промышленного аналога, так как фанерные листы, деревянные рейки и несколько досок, вместе с клеевым составом и лакокрасочными покрытиями будут все равно дешевле.
О материалах подробнее
Не фанерой единой набирается лодка, хотя главная роль все же отводится ей.
Разберемся со всем набором:
- главная героиня – фанера, причем двух видов: тонкая 4-5 мм — на обшивку корпуса и толстая 12-15 мм — для изготовления элементов самого каркаса, к примеру, шпангоутов;
Наша справка!
Шпангоуты – это поперечные конструкции, обеспечивающие жесткость всей системе.
Кроме них толстая фанера идет на киль, транец.
Можно из нее изготовить лавку для гребца и пассажира.
- деревянные рейки сечением 30х25 мм. Они будут использоваться для формирования крепежных элементов шпангоутов, внутренних бортиков, а также закрытия носовой части и укрепления транца под мотор. Обычно выбираются недорогой материал из сосны или ели. Ель считается предпочтительнее, хотя и требует особой осторожности в работе – саморезы и гвозди могут расколоть еловую доску;
- крепежные элементы. Если быть точнее, то говоря языком специалистов – шовный материал. Им происходит крепление фрагментов друг к другу. Обычно используется мягкая проволока, но в последнее время все чаще применяются пластиковые хомуты, предназначенные для фиксации проводов. С ними легко работать и фиксация деталей происходит гораздо быстрее, чем проволокой. Также можно использовать леску максимального сечения;
- клеи — их основное предназначение не столько склеивание, сколько герметизация и формирование водостойкого шва. Идеально для этого подходят эпоксидная смола;
- лента из стекловолокна — она применяется на швах и входит в их конструкцию, усиливая их;
- пропитки для фанеры, которые не только защищают материал от вредителей, болезней, но и образуют водостойкое покрытие;
- краски и лаки — вряд ли стоит говорить о том, что они должны быть водостойкими, не зря существует понятие яхтенные лаки и краски.
К сведению!
Вернемся к фанере.
Для производства лодок подойдет материал только первого сорта.
Никакие компромиссы не допускаются, как не допустимы трещины, сучки, прочие дефекты.
Инструментальный минимум
Работа с фанерой не требует сложных станков и обилие дорогостоящих инструментов, тем она и хороша.
Вам понадобятся:
- электролобзик для работы с фанерой, им же можно работать с брусом и доской. Вам останется только подобрать пилки;
- шлифовальная машина;
Совет!
Машину можно заменить наждачной бумагой с держателем и работать с ним.
Но вам необходимо не только сэкономить время, но и добиться максимального эффекта, поэтому пользуйтесь электроинструментом.
Если у вас его нет, возьмите напрокат.
- рубанок для заусовки – в случае необходимости;
- струбцины – они закрепят фанерные листы при склеивании;
- кисти для пропиток, окрашивания, нанесения клея.
Подготовительный период
На этом этапе необходимо решить несколько проблем:
- Рассмотреть чертежи фанерных лодок и определится с конструкцией.
Обратите внимание!
На нашем сайте представлено немалое количество чертежей лодок, от самых простых — без шпангоутов, до самых сложных – предполагающих каюты, систему отсеков и несколько мачт.
На первых порах мы рекомендуем вам рассмотреть более простые модели, так как важны навыки крепления фанерных листов, герметизации стыков, правильный выбор и нанесение лакокрасочных составов.
Освоив эти манипуляции, вы сможете сделать судно любой сложности.
- При этом рассмотрении проводится расчет на грузоподъемность, габариты и геометрию. Все это производится на бумаге. Затем чертежи фанерной лодки своими руками переносятся на материал.
- Подготовить козлы. Они будут состоять из бруса сечением 50х50 мм, необходимой длины. Этот параметр совпадает с длиной днища судна. Высота опор может быть произвольной, но выше высоты бортов и эргономичной для работы;
- Еще одна задача – наращивание листов фанеры, особенно если длина кормовой части составит более 2.5 м. В этом случае необходимо провести заусовку. Рубанком снимается фаска шириной в 10 раз превышающей ширину самого материала, то же проводится на другом листе фанеры. Листы склеиваются эпоксидкой и прижимаются струбцинами до полного высыхания состава.
Совет!
Для равномерного давления на склеиваемые фрагменты и для предотвращения деформации наружного шпона на шов накладывается деревянная рейка.
Ею может служить деревянные заготовки сечением 30х25 мм, которые вы закупили для лодки.
Собираем корпус
Сам процесс сборки не составит большого труда, если вы правильно произвели крой материала:
- с помощью электролобзика и шлифовальной машины производим выпиливание деталей остова и подгон их под расчетные размеры;
В копилку!
Этот шаг делается с особенной тщательностью, так как допустимые отклонения в размерах составляют всего 1 мм.
- для усиления прочности конструкции шпангоуты и транец усиливаются такими же элементами, которые могут приклеиваться, или фиксироваться саморезами. При последнем методе фиксации саморезы не должны проходить детали насквозь. Сами крепежи выбираются влагостойкие: с оцинковкой или луженые;
- затем остов выставляется на козлах и происходит фиксация фанерных листов, начиная от транца к носу. Набор начинается с днища. Так как для формирования обшивки используется фанера тонкая, то стыковка листов производится шовным материалом;
К сведению!
Если по каким то причинам, однотипные фанерные фрагменты неплотно прилегают к шпангоутам, то подрезать необходимо именно шпангоуты, а не фанерные фрагменты.
На этом этапе кожух обшивки не фиксируется к торцевым ребрам жесткости, только набирается по ним.
- укрепив фанеру к боковым конструкциям, и состыковав фрагменты друг с другом, необходимо перейти к оклеиванию и герметизации швов.
Работаем со швами
Этот процесс очень важен, так как от правильности его выполнения зависит жизнеспособность вашего судна:
- сначала изготовим клеевой состав. Необходимо в равных пропорциях смешать эпоксидную смолу и аэросил, строительным миксером довести ее до состояния однородности;
- на все швы наклеивается стекловолокно снаружи и изнутри;
- к кожуху приклеиваются фиксаторы транца, шпангоутов и после высыхания приклеиваются сами эти элементы;
Совет!
Швы надо не просто проклеивать, а фактически заливать клеевой смесью с тем, чтобы не только шовный материал, но и стекловолокно были впаяны в шов.
- после высыхания всей конструкции устанавливаются сидения, решетки днища, крышки носовой части и площадка транца под мотор.
- допускается и рекомендуется усиление внутренних углов между боковыми ребрами и бортами, бортами и транцем деревянным уголком — они обеспечивают дополнительную жесткость всей лодке.
Лакокрасочные работы
Перед началом работы кистями, необходимо провести шлифовку наружной части лодки:
- обезжиренные поверхности обрабатываются специальной пропиткой, именно для деревянных лодок;
- все наружные дефекты шпаклюются, неровности сглаживаются и шлифуются;
- поверхность грунтуется специальной грунтовкой по схеме указанной на упаковке;
- производится окрашивание или кисточкой или краскопультом;
- внутренние части судна также можно пропитать и покрасить, а можно просто использовать лак с морилкой для дерева проверенных производителей.
Совет!
Для такого средства как лодка, краски лучше не жалеть, так как этот состав несет не только эстетическую, но и защитную нагрузку.
Обычно расход может достигать 1.5 л на квадратный метр, но оно того стоит.
Несколько полезных советов
Самодельные лодки могут использоваться для рыбалки или просто прогулки на воде, под мотор или под весла, однако данная информация является универсальной, и пригодится в любом случае:
- использование уключин, использование мотора предполагает дополнительное усиление конструкции, которое лучше всего делать деревянными деталями, проводя комбинированную фиксацию: клей+саморезы к транцу или шпангоутам;
Совет!
Для моторных суден вполне подойдет маломощный мотор в несколько лошадок, все-таки, у вас не дюраль на обшивке.
- весла обычно изготавливаются самостоятельно. Существует несколько конструктивных особенностей готового продукта. Некоторые предполагают древко с двумя пазами на концах, в которые вставляются фанерные фрагменты. При этом лодка рассчитана на одного, максимум двух человек, и используется в основном для рыбалки на небольших реках. Можно изготовить классические весла из цельной доски березовой или дубовой, здесь все зависит от ваших вкусов и возможностей;
- на дно лодки рекомендовано устанавливать обрешетку, продумав ее крепление к шпангоутам. Таким образом, вы обезопасите свою конструкцию от продавливания дна.
В заключение
Изготовив лодку, испытайте ее в малом водоеме. Видео в этой статье покажет вариант конструирования лодки, вы же можете оставить свои замечания или задать вопросы в комментариях.