Лодка из фанеры: подбор инструментов, материалов, чертежи, сборка корпуса, проклейка швов и установка дополнительных деталей, финишная отделка
Если вы — заядлый рыбак, или просто не представляете себе теплое время года без отдыха на воде, то небольшое речное судно для вас будет очень уместным приобретением. Однако готовые изделия такого типа стоят немало, а вот самодельная лодка из фанеры достаточно проста – так что есть смысл потратить некоторое время на освоение методики, и затем с минимальными затратами средств и сил собрать небольшой ялик, байдарку или плоскодонку.
В нашей статье мы опишем процесс изготовления такой конструкции, начиная с подбора материала и заканчивая технологией отделки.
Что нам нужно
Набор инструментов
Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.
В принципе, набор потребуется простой:
- пила по дереву (дисковая или сабельная);
- электролобзик с набором полотен;
- шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
- дрель и сверла разного диаметра;
- шуруповерт;
- струбцины для фиксации склеиваемых деталей;
- ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
- измерительный инструмент – рулетка и уровень.
Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.
Подбор материалов
Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.
Для постройки судна нам будут нужны:
Элемент конструкции | Особенности материала |
Борта и днище | В качестве основного материала для изготовления днища и бортов используем фанерные листы.
Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:
|
Внутренний каркас | Опорные конструкции – шпангоуты, киль, распорки, а также сидения и транцы делают из более прочных материалов:
|
Соединительные элементы | Очень часто для соединения деталей в единую конструкцию применяется только клей. В то же время некоторые методики предполагают сшивку фанерных листов с использованием тонкой стальной проволоки, капронового шнура, толстой лески и т.д.
В качестве дополнительного укрепления швов применяются полосы из стеклоткани, пропитанной эпоксидными смолами. |
Наружная отделка | Какой бы качественной ни была фанера, при длительном контакте с водой она будет набухать. Вот почему и снаружи, и изнутри все деревянные детали обрабатываются специальными составами.
К ним относятся:
|
Чертежи лодки и перенос их на материал
Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.
Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:
- На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
- Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
- Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.
При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:
Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.
- Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
- Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
- После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».
Методика работы
Сборка корпуса лодки
В этом разделе мы расскажем, как самому сделать лодку из фанеры, пользуясь заготовками, чертежами и шаблонами, подготовленными так, как указано выше.
Инструкция предполагает выполнение работ по следующей схеме:
- Вначале с помощью электролобзика или сабельной пилы вырезаем из фанеры все детали. При выпиливании стараемся действовать предельно аккуратно, строго соблюдая размеры – даже расхождение на 1 мм может привести к тому, что при сборке бортов у нас образуются крупные щели, и придется выполнять трудоемкую подгонку.
- Шпангоуты вырезаем из более толстой доски, или же склеиваем из нескольких слоев фанеры. При склейке масса детали, естественно, увеличится, но на плавучести конструкции это отразится не сильно.
- Гребные лодки из фанеры делаются со стандартной кормовой доской (транцем), а вот для моторки нужно установить более прочную деталь. Довольно часто кормовой транец делают многослойным: фанера 8-10 мм + стеклоткань + дубовая доска около 15 мм.
Совет!
Многослойные детали иногда дополнительно стягиваются саморезами.
При этом длина крепежа подбирается таким образом, чтобы шляпки были заглублены примерно на 0,5 мм, а острые края не выступали наружу.
- Склеенный или цельный транец устанавливаем на козлы или верстак и прикладываем к нему деревянные заготовки бортов. После этого фиксируем детали струбцинами и сводим фанерные листы на носу, формируя контур лодки.
- Приступаем к сборке корпуса. Детали крепим либо с помощью шовного материала (проволока, леска), либо с использованием клея. При склеивании стесываем торцы соединяемых фанерных листов под нужным углом и внимательно следим, чтобы не было расхождения бортов в килевой части.
- На этом этапе устанавливаем внутрь корпуса шпангоуты. Используя эти детали в качестве распорок, окончательно придаем форму бортам.
- Дополнительно укрепляем каркас поперечинами — часть из них будут использоваться в качестве временных распорок, а часть можно будет оставить для формирования настила.
- После завершения черновой сборки внимательно осматриваем конструкцию, проверяя, насколько точно сошлись швы, и нет ли необходимости в подрезке каркаса.
Проклейка швов и установка дополнительных деталей
При изготовлении фанерной лодки своими руками этап склейки элементов и герметизации всех швов является одним из наиболее ответственных.
От качества выполнения всех операций напрямую зависит надёжность и долговечность нашего плавсредства, потому действуем очень аккуратно:
- Сначала готовим клеевой состав. Нам его будет нужно довольно много, а цена специализированных клеев весьма высока, так что мастера предпочитают использовать самодельное средство на основе эпоксидной смолы и двуокиси кремния (так называемый аэросил). Компоненты смешиваем в пропорции 1:1, а затем с помощью насадки на дрель доводим до консистенции густой сметаны.
Совет!
Состав содержит большое количество летучих токсичных компонентов, потому и процесс его приготовления, и саму проклейку стоит проводить в хорошо проветриваемом помещении с обязательным использованием средств для защиты органов дыхания.
- Полученной клеевой массой промазываем все стыки между деревянными деталями. Шпангоуты и распорки перед этим вынимаем.
- Вдоль каждого шва внутри корпуса укладываем полосу из стеклоткани шириной около 100 мм. Поверх полосы наносим еще один слой эпоксидно-кремниевого клея.
- Когда проклеенные швы полностью высохнут, устанавливаем на место шпангоуты. Фиксируем их на днище и бортах с помощью клея, дополнительно усиливая крепление полосами стеклоткани внахлест.
Когда конструкция будет полностью зафиксирована, приступаем к оборудованию лодки:
- На дно укладываем доски настила, размещая их на шпангоутах.
- Борта усиливаем дополнительными верхними брусьями, на которых отдельно закрепляем уключины.
Совет!
Каждую уключину фиксируем с использованием широкой фанерной пластины, которая предназначена для равномерного распределения нагрузки при гребле.
- В носовой части устанавливаем несколько поперечин. Поверх них укладываем треугольный щит из влагостойкой фанеры, формируя кокпит – закрытое пространство на носу лодки.
- После того как клей полностью высохнет, снимаем лодку с козлов и укладываем на основание днищем вверх.
- Шлифуем и обезжириваем швы, после чего промазываем их снаружи тем же клеевым составом, который использовался при внутренней обработке.
Финишная отделка плавсредства
Нам остается придать нашей лодке привлекательный внешний вид, одновременно защитив ее деревянные детали от воздействия влаги.
Для этого:
- Используя шлифовальную машинку, тщательно обрабатываем все поверхности, удаляя выступающие деревянные волокна.
Совет!
Если для работы использовалась шлифованная фанера, то обработке подвергаем только проклеенные швы.
- Обезжириваем древесину, нанося на материал растворитель. При этом следим, чтобы состав не повредил клеевые соединения.
- Обрабатываем деревянные части влагозащитной пропиткой. Лучше всего здесь подойдут комплексные средства от Tikkurila – они одинаково хорошо защищают фанеру и дерево как от пресной, так и от соленой воды.
- После высыхания пропитки для дерева шпаклюем все швы и неровности, а затем грунтуем лодку.
- Окрашиваем борта и днище влагостойкой краской в два-три слоя. Оптимальный расход в данном случае составляет от 1 до 1,5 л на 1 м2 поверхности.
- Внутри лодку можно или покрасить тем же составом, или обработать лаком, устойчивым к истиранию и увлажнению.
После того как краска и лак полностью высохнут, можно приступать к испытанию ходовых качеств нашего судна!
Заключение
Воспользовавшись приведенными выше советами о том, как делается лодка из фанеры, вы сможете своими силами с минимальными финансовыми затратами сконструировать простое, но достаточно надёжное плавсредство. Чтобы разобраться в нюансах, рекомендуем вам внимательно изучить видео в этой статье, а все вопросы, возникающие ходе просмотре и работы, можно будет задать в комментариях к этому материалу.