Что должен знать резчик по дереву: теоретические основы искусства, виды резьбы, базовый набор инструментов
Какой теоретической информацией должен владеть начинающий резчик по дереву? В этой статье нам предстоит познакомиться с видами резьбы, узнать, чем они отличаются друг от друга, и изучить инструментарий резчика. Мы постараемся дать базовые знания, чтобы подготовить теоретическую базу для занятий художественной резьбой. Итак, приступим.
Разновидности
Классификация разновидностей этого искусства затруднена тем, что зачастую они сочетаются в одной композиции. Именно поэтому нужно понимать, что деление здесь весьма условное. С этой оговоркой мы и станем изучать виды резьбы по дереву.
Сквозная
Суть метода — в создании фигурного кружева из древесины с полностью выбранным фоном.
В зависимости от применяемого инструмента выделяют два вида резьбы:
- Прорезная подразумевает использование для удаления фона резцов и стамесок;
- При создании пропильной используются, как несложно догадаться, лобзики и (при больших размерах композиции) пилы.
Кроме того: композицию, в которой прорезной или пропильный узор дополнен рельефным изображением или орнаментом, называют ажурной.
Плосковыемчатая
Ее характерная особенность — в том, что рельефные элементы изображения лежат ниже фона. Картинка формируется выемками, сделанными различными способами.
В зависимости от используемых художественных приемов выделяют несколько подвидов плосковыемчатой резьбы:
Вид | Краткое описание |
Контурная | Она подразумевает, что на плоском фоне обозначается лишь контур рисунка. Это наиболее простая техника. Для создания контура могут использоваться полукруглая стамеска, резец — уголок или обычный острый нож. В последнем случае контур по понятным причинам проходится дважды: нужно сформировать обе стороны выемки |
Скобчатая | Формирует изображение из отдельных элементов, которые так и называются — скобки. Каждая скобка — это углубление, оставленное двумя надрезами от полукруглой стамески. Первый надрез делается под прямым углом к плоскости фона, второй — под наклоном к нему |
Геометрическая | Формируется из прямых линий и простых геометрических фигур — кругов, треугольников и т.д. Эта техника тоже привлекательна для начинающих: при разметке композиции нужен не столько художественный талант, сколько владение угольником, транспортиром и циркулем |
Двух-, трех- и четырехгранновыемочная | Разновидности резьбы различаются формой углублений, формирующих изображение |
Чернолаковая | Использует контраст из темного (лакированного или покрытого темной краской) фона и светлых выемок. Комбинируя глубину реза и его профиль, можно сформировать сложное изображение, визуально имитирующее разный уровень освещенности сцены |
Рельефная
Здесь способ формирования изображения противоположен описанному выше: его элементы находятся выше фона или на одном с ним уровне.
Здесь тоже можно выделить несколько подвидов резьбы по дереву:
- Плоскорельефная с выбранным фоном подразумевает, что фоновые элементы композиции удаляются с панно, формируя реальный рельеф;
- Плоскорельефная с подушечным фоном принципиально отличается от нее тем, что фактически фон находится на одном уровне с элементами изображения. Видимость рельефа формируется за счет разной степени заоваливания краев бороздок со стороны фона и рисунка: более плавные края со стороны фона делают его визуально напоминающим подушки. Отсюда, собственно, и родилось название.
Любопытно: строго говоря, сложно провести четкую грань между контурной и подушечной резьбами. Все определяется исключительно применяемым для формирования контура инструментом.
В отдельный вид рельефной резьбы выделяют кудринскую (зародившуюся в подмосковной деревне Кудрино). Для нее характерен орнамент с вьющимися цветами, стилизованными изображениями животных и птиц. Фон в этом случае может быть как выбранным, так и подушечным.
Скульптурная
Наиболее сложная из техник подразумевает создание своими руками полноценного трехмерного изображения какого-либо объекта.
Здесь важны не только умение видеть перспективу и пропорции, которыми должен обладать резчик: для дерева важно учитывать еще и его структуру, наличие сучков и направление волокон.
Из подвидов скульптурной резьбы можно выделить три, различающихся применяемым инструментом:
- Богородская (по названию села, которое считается источником традиции) подразумевает использование особого богородского «щучка» (ножа для резки специальной формы);
- Резьба бензопилой — это скорее шоу, чем искусство; однако сделанные этим способом деревянные скульптуры нередко годами украшают городские парки;
- Наконец, использование копировально-фрезерных станков тоже имеет мало отношения к искусству; но благодаря этой технике, цена деревянной скульптуры делается доступной широкому кругу покупателей.
Инструменты и материалы
Древесина
Как правило, для резки используются мягкие породы древесины — липа, ольха, осина.
Общее правило: чем мягче древесина, тем более мелкие детали рельефа она позволяет сформировать.
Кроме того, древесина не должна содержать пороков, способных повлиять на внешний вид готового произведения:
- Сросшихся и выпадающих сучков (за исключением случаев, когда они являются частью композиции);
- Синевы;
- Трещин.
Рабочее место
Каким должен быть стол для резчика по дереву? Как правило, это деревянный верстак с деревянной же струбциной.
Размеры столешницы определяются, прежде всего, габаритами типичного изделия, над которым трудится резчик:
- Для создания небольших панно или украшения шкатулок достаточно столешницы размером 75х50 см;
- Для скульптурных композиций площадь стола может быть увеличена до 5 и более м2.
Любопытно: в производственных условиях на 6 рабочих мест резчиков отводится 20 м2 площади помещения.
Базовый набор инструмента
Что из инструментов стоит купить начинающему резчику?
Инструкция по закупкам состоит из десятка пунктов; фактическое количество инструментов будет вдвое-втрое больше.
- Нож-косяк — нож с косым лезвием (уровень скоса 35 — 60 градусов);
- Нож-резак со скругленным лезвием;
- Прямые и полукруглые стамески с разным радиусом изгиба лезвия;
- Клюкарзы — изогнутые стамески, позволяющие выбирать древесину, не упираясь в фон рукояткой;
- Угловые стамески;
- Штихеля (U-образные долота);
- Клепики — стамески с заостренными кончиками;
- Ложечные ножи, предназначенные для выскабливания углублений значительного сечения;
- Пуансоны — стержни для чеканки с рельефом на рабочем конце.
Заключение
Вот, собственно, и все теоретические основы искусства резьбы по дереву. Как всегда, дополнительную информацию читателю предложит видео в этой статье. Мы будем благодарны за замечания и дополнения, оставленные в комментариях. Успехов!