Статьи

Модели из фанеры: чертежи, выбор материала, изготовление, выпиливание, склеивание, шлифовка и покрытие

Как перенести чертежи сборных моделей из фанеры с бумаги на собственно фанерный лист? Чем выпилить заготовки для изготовления шпангоутов корабля или фюзеляжа самолета? Каким образом детали склеиваются в целую конструкцию? Чем можно покрасить готовое изделие? Давайте разбираться.

Чертежи моделей автомобилей из фанеры нередко выполняются с мельчайшей детализацией, что позволяет сделать копию максимально достоверной.

Чертежи моделей автомобилей из фанеры нередко выполняются с мельчайшей детализацией, что позволяет сделать копию максимально достоверной.

Источники чертежей

Увы, автору нечем порадовать читателя. В свободном доступе эскизы, чертежи и схемы сборных моделей из фанеры отсутствуют, получить их бесплатно можно разве что от единомышленников на тематических форумах. Зато платных предложений и в интернете, и в специализированных изданиях — выше крыши.

Из последней категории хочется отметить три источника:

  • Интернет — магазин «Зеленый кораблик». Он предлагает сборные деревянные, пластиковые и картонные модели, материалы для их создания (бальзовую древесину и фанеру, круглые и полукруглые заготовки из фанеры и дерева, тросы, ткань), а также вожделенные чертежи и схемы моделей;

Однако: чертежи моделей кораблей из фанеры обходятся всего в два-три раза дешевле, чем сами сборные модели с подробным руководством по сборке.

  • Чертежи 3d моделей можно обнаружить на сайте 2d-3d. Для получения доступа к ним можно пройти процедуру платной регистрации или прислать собственную разработку;
  • Отечественный журнал «Моделист — Конструктор» распространяется отдельными номерами или по подписке. Его стоимость куда более демократична; однако содержание очередного номера, увы, можно узнать лишь за месяц до его выхода.
Модель танка из фанеры: чертежи взяты из журнала "Моделист - Конструктор".

Модель танка из фанеры: чертежи взяты из журнала «Моделист — Конструктор».

Выбор фанеры

Какая именно фанера может использоваться для создания моделей?

  1. Наиболее легкая и прочная кордовая модель из фанеры с бензиновым или электрическим мотором собирается из бальзовой фанеры. То же самое касается радиоуправляемых авиамоделей. Древесина бальзы в сухом состоянии имеет плотность не выше 0,16 г/см3 при весьма приличной стойкости к механическим нагрузкам;
  2. Плавающие модели кораблей и настольные модели-копии выполняются из древесины и обычной березовой фанеры. Она легка в обработке, не содержит вредных веществ, пилится с минимальным количеством сколов и опять-таки достаточно прочна для наших целей.

Толщина фанеры определяется типом и масштабом модели. Обычно она составляет 2 — 6 мм. Максимальную толщину, как правило, имеют шпангоуты и киль кораблей, колеса автомобилей, катки и элементы корпусов танков; минимальную — элементы крыльев и обшивка фюзеляжа летающих авиамоделей.

Фюзеляж самолета на фото собирается из реек и тонкой бальзовой фанеры.

Фюзеляж самолета на фото собирается из реек и тонкой бальзовой фанеры.

Копирование контура

Как можно перенести выкройки моделей кораблей из фанеры с бумаги на фанерный лист?

Вот три основных способа.

Метод Краткое описание
Под копирку На листе канцелярскими кнопками фиксируются копировальная бумага и собственно чертеж. Контур прорисовывается острым карандашом или шариковой ручкой
Наклеенный контур Лист с контуром наклеивается на поверхность листа, после чего деталь вырезается вместе с бумагой. В дальнейшем остатки бумаги удаляются шлифовкой
Накалывание Бумажный лист с контуром крепится к фанере кнопками, после чего контур накалывается шилом или иглой с шагом 0,5 — 1 см

Изготовление модели

Итак, контуры деталей перенесены на фанерный лист. Как своими руками вырезать их, склеить и придать изделию максимально правдоподобный внешний вид?

Выпиливание

Для выпиливания небольших по размеру деталей могут использоваться ручной лобзик для дерева с натяжной пилкой шириной 2 — 3 мм и лобзиковый станок под такие же пилки. Стоимость станков отечественного производства (например, Корвет-87) начинается примерно от 5300 рублей; при этом устройство многократно уменьшает затраты времени на изготовление мелких деталей.

Лобзиковый станок Корвет-88.

Лобзиковый станок Корвет-88.

Полезно: выпиливание замкнутого контура начинается с засверливания внутри этого контура отверстия диаметром 4 — 5 мм.
Затем через отверстие продевается и натягивается пилка лобзика.
После того, как выемка выпилена, пилка снова снимается.

Склеивание

Для склеивания в зависимости от требований к прочности могут использоваться:

  • Клей ПВА;
  • Двухкомпонентный эпоксидный клей.

Инструкция по склейке деталей ПВА вполне обычна: клей наносится на шипы и пазы соединяемых деталей, после чего они фиксируются с небольшим прижимом до полной просушки. Для эпоксидного клея важно соблюсти пропорцию с отвердителем: в общем случае лучше добавить его в количестве, чуть большем штатных 10%. Смола с отвердителем должна быть перемешана максимально равномерно.

Излишки клея убираются сразу после фиксации деталей.

Излишки клея убираются сразу после фиксации деталей.

Шлифовка

Многие мелкие детали приходится доводить до нужной формы шлифовкой деревянных поверхностей.

Список применяемых для этой цели инструментов более чем невелик:

  1. Наиболее удобен в использовании ленточный шлифовальный станок;
  2. На втором месте — дисковый станок. Он обтачивает деталь достаточно быстро, но столь же быстро при шлифовке деталей сложной формы приходят в негодность края шлифовального круга;
  3. Наконец, в отсутствие электроинструментов можно обойтись набором из плоского, треугольного, круглого и полукруглого напильников, надфилей различной формы и наждачной бумаги как минимум трех размеров зернистости.

Уточним: напильники и надфили в любом случае понадобятся для обработки выемок и углублений.

Покрытия

Для придания настольным моделям максимально правдоподобного вида они окрашиваются акриловыми водными красками с предварительной грунтовкой и шлифованием:

  1. Вначале наносится три слоя грунта (в этой роли может выступить как акриловая грунтовка, так и белая краска);
  2. Затем поверхность шлифуется бумагой — нулевкой. Шлифовка подчищает потеки и убирает поднявшийся ворс (волокна древесины);
  3. Наконец, тонкой кисточкой (беличьей или из колонка) наносится в один-два слоя финальное покрытие. Для защиты уже окрашенных участков используется малярная лента или обычная изолента.
После окрашивания.

После окрашивания.

Заключение

Надеемся, что наши нехитрые советы помогут читателю научиться создавать по-настоящему красивые и максимально достоверные модели. Видео в этой статье предложит его вниманию дополнительную информацию. Мы будем рады вашим комментариям и уточнениям. Успехов!