Модели из фанеры: чертежи, выбор материала, изготовление, выпиливание, склеивание, шлифовка и покрытие
Как перенести чертежи сборных моделей из фанеры с бумаги на собственно фанерный лист? Чем выпилить заготовки для изготовления шпангоутов корабля или фюзеляжа самолета? Каким образом детали склеиваются в целую конструкцию? Чем можно покрасить готовое изделие? Давайте разбираться.
Источники чертежей
Увы, автору нечем порадовать читателя. В свободном доступе эскизы, чертежи и схемы сборных моделей из фанеры отсутствуют, получить их бесплатно можно разве что от единомышленников на тематических форумах. Зато платных предложений и в интернете, и в специализированных изданиях — выше крыши.
Из последней категории хочется отметить три источника:
- Интернет — магазин «Зеленый кораблик». Он предлагает сборные деревянные, пластиковые и картонные модели, материалы для их создания (бальзовую древесину и фанеру, круглые и полукруглые заготовки из фанеры и дерева, тросы, ткань), а также вожделенные чертежи и схемы моделей;
Однако: чертежи моделей кораблей из фанеры обходятся всего в два-три раза дешевле, чем сами сборные модели с подробным руководством по сборке.
- Чертежи 3d моделей можно обнаружить на сайте 2d-3d. Для получения доступа к ним можно пройти процедуру платной регистрации или прислать собственную разработку;
- Отечественный журнал «Моделист — Конструктор» распространяется отдельными номерами или по подписке. Его стоимость куда более демократична; однако содержание очередного номера, увы, можно узнать лишь за месяц до его выхода.
Выбор фанеры
Какая именно фанера может использоваться для создания моделей?
- Наиболее легкая и прочная кордовая модель из фанеры с бензиновым или электрическим мотором собирается из бальзовой фанеры. То же самое касается радиоуправляемых авиамоделей. Древесина бальзы в сухом состоянии имеет плотность не выше 0,16 г/см3 при весьма приличной стойкости к механическим нагрузкам;
- Плавающие модели кораблей и настольные модели-копии выполняются из древесины и обычной березовой фанеры. Она легка в обработке, не содержит вредных веществ, пилится с минимальным количеством сколов и опять-таки достаточно прочна для наших целей.
Толщина фанеры определяется типом и масштабом модели. Обычно она составляет 2 — 6 мм. Максимальную толщину, как правило, имеют шпангоуты и киль кораблей, колеса автомобилей, катки и элементы корпусов танков; минимальную — элементы крыльев и обшивка фюзеляжа летающих авиамоделей.
Копирование контура
Как можно перенести выкройки моделей кораблей из фанеры с бумаги на фанерный лист?
Вот три основных способа.
Метод | Краткое описание |
Под копирку | На листе канцелярскими кнопками фиксируются копировальная бумага и собственно чертеж. Контур прорисовывается острым карандашом или шариковой ручкой |
Наклеенный контур | Лист с контуром наклеивается на поверхность листа, после чего деталь вырезается вместе с бумагой. В дальнейшем остатки бумаги удаляются шлифовкой |
Накалывание | Бумажный лист с контуром крепится к фанере кнопками, после чего контур накалывается шилом или иглой с шагом 0,5 — 1 см |
Изготовление модели
Итак, контуры деталей перенесены на фанерный лист. Как своими руками вырезать их, склеить и придать изделию максимально правдоподобный внешний вид?
Выпиливание
Для выпиливания небольших по размеру деталей могут использоваться ручной лобзик для дерева с натяжной пилкой шириной 2 — 3 мм и лобзиковый станок под такие же пилки. Стоимость станков отечественного производства (например, Корвет-87) начинается примерно от 5300 рублей; при этом устройство многократно уменьшает затраты времени на изготовление мелких деталей.
Полезно: выпиливание замкнутого контура начинается с засверливания внутри этого контура отверстия диаметром 4 — 5 мм.
Затем через отверстие продевается и натягивается пилка лобзика.
После того, как выемка выпилена, пилка снова снимается.
Склеивание
Для склеивания в зависимости от требований к прочности могут использоваться:
- Клей ПВА;
- Двухкомпонентный эпоксидный клей.
Инструкция по склейке деталей ПВА вполне обычна: клей наносится на шипы и пазы соединяемых деталей, после чего они фиксируются с небольшим прижимом до полной просушки. Для эпоксидного клея важно соблюсти пропорцию с отвердителем: в общем случае лучше добавить его в количестве, чуть большем штатных 10%. Смола с отвердителем должна быть перемешана максимально равномерно.
Шлифовка
Многие мелкие детали приходится доводить до нужной формы шлифовкой деревянных поверхностей.
Список применяемых для этой цели инструментов более чем невелик:
- Наиболее удобен в использовании ленточный шлифовальный станок;
- На втором месте — дисковый станок. Он обтачивает деталь достаточно быстро, но столь же быстро при шлифовке деталей сложной формы приходят в негодность края шлифовального круга;
- Наконец, в отсутствие электроинструментов можно обойтись набором из плоского, треугольного, круглого и полукруглого напильников, надфилей различной формы и наждачной бумаги как минимум трех размеров зернистости.
Уточним: напильники и надфили в любом случае понадобятся для обработки выемок и углублений.
Покрытия
Для придания настольным моделям максимально правдоподобного вида они окрашиваются акриловыми водными красками с предварительной грунтовкой и шлифованием:
- Вначале наносится три слоя грунта (в этой роли может выступить как акриловая грунтовка, так и белая краска);
- Затем поверхность шлифуется бумагой — нулевкой. Шлифовка подчищает потеки и убирает поднявшийся ворс (волокна древесины);
- Наконец, тонкой кисточкой (беличьей или из колонка) наносится в один-два слоя финальное покрытие. Для защиты уже окрашенных участков используется малярная лента или обычная изолента.
Заключение
Надеемся, что наши нехитрые советы помогут читателю научиться создавать по-настоящему красивые и максимально достоверные модели. Видео в этой статье предложит его вниманию дополнительную информацию. Мы будем рады вашим комментариям и уточнениям. Успехов!